?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Техническое задание – это простая бумажка, позволяющая людям не ссориться. Заказчик сформулировал то, что он хочет. Программист прочитал, понял, задал вопросы (при необходимости) и сделал. Все довольны. В идеале. А вот как получается на практике?

Вот, например, для простоты возьму ситуацию их жизни. Вы вызываете мастера, что бы он вам просверлил дырку в стене, что бы повесить картину. Вы – заказчик. Он – исполнитель.

Техническое задание №1 выгляди так: «Вася, просверли мне дырку в стене для картины, вот здесь» Вася сверлит дырку, только диаметром 10 см, как воронка от снаряда. На резонный вопрос – «с хуя ли?» Вася гордо отвечает что в техническом задании не указан диаметр дырки, так что свою работу он сделал, а кому не нравится пусть идут лесом.

Стиснув зубы и матерясь, заказчик пишет техническое задание №2, где указан диаметр, высота от пола, от потолка, глубина, форма дырки (непременно круглая). Отлично. Вася берёт техническое задание и исполняет его, просверлив дырку под углом 45% к плоскости стены. На резонный вопрос – «БЛЯ?» Вася гордо отвечает что в техническом задании не указан угол.

Матерясь уже в полный голос и утирая слёзы, потратив ещё два дня своего недешевого рабочего времени, заказчик пишет техническое задание №3. Где указано всё. Начиная от химического состава стены, заканчивая подробным планом квартиры, путями эвакуации при пожаре и приложенным анализом на яйцеглист. На что Вася гордо отвечает, что исполнять данное техническое задание он отказывается, ибо указан диаметр сверла 9 мм., а свёрел такого диаметра не бывает, только на 8 и 10. Более того – начинает громко возмущаться тем, что технические задания ему ставят некомпетентные люди, не разбирающиеся в предмете, которых гнать надо в шею, раз диаметров сверлов не знают, ничего не умеют, только людёв занятых отвлекают. Абзац.

Я думаю аналогия понятна и ситуация знакома каждому заказчику. В чём подвох? В том что Вася не желает работать? Он действительно НЕ ПОНИМАЕТ, как должна выглядеть дырка для картины? Не совсем так. Просто Вася от «процесса» получает удовольствие. Он всегда был исполнителем. А теперь - он «строит» заказчика. Волшебным образом ситуация переворачивается с ног на голову и теперь уже Вы – исполнитель, который старается и пыхтит, пытаясь написать техническое задние, а Вася – ваш начальник, который оттопырив губу принимает или не принимает у Вас работу.
Рецепт прост – гнать в шею при первых симптомах «звёздной болезни», я считаю

Метки:

Comments

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
zhff
29 май, 2009 14:20 (UTC)
Да уж! (многозначительно кивает)
dragon_elva
3 июн, 2009 07:52 (UTC)
в общем-то мысль интересная... но я, как аналитик пищущий эти самые тз, считаю, что заказчику не очень кузяво доверять писать эту простую бумажку... :) да и вообще, госты существуют... и за всю мою практику (более 6 лет) у нас не было тз написанного исключительно заказчиком... либо в сотрудничестве, либо мы (исполнители) сами за доп плату... так и заказчику удобно и нам приятно... :)
dead_mazay
18 июн, 2009 12:29 (UTC)
Доверять исполнителю писать ТЗ все равно что строителю - работу архитектора. Он вам построит "избушку без окон без дверей" тупо потому что так удобнее кирпичи класть. В одном соглашусь - иногда просто сформулировать свои пожелания на уровне ТЗ №1 может не каждый заказчик, увы.
ponomarevmv
3 июн, 2009 22:24 (UTC)
предлагаете выгонять программистов, которые не понимают по телефону, не понимают когда словами лично, а требуют тз?
или вы о тех, кто сперва делает, а потом думает?

я вот, окромя тз, еще и предлагаю не по телефону обсуждать, или там в коридоре, или где-то еще (можно например за город на пикник выехать - чисто пообсуждать текущие задачи), а по электронной почте. чтобы переписка оставалась. сперва упирались, бодались (но на тот момент у них выбора не было - я дома с переломом ноги сидел, от туда только по email можно было общаться), но потом осознали, что так удобнее. более того, после пары скандалов, учиненных разборчивыми клиентами (хотели за копейки мега-функционал. ага), теперь перед отправкой в работу (дизайнеру и верстальщику) нового шаблонного сайта согласовывают с нами, то есть с программистами, тз. и если все нормально, то делается как планировалось, если что-то "не предусмотрено системой" - клиенту предлагается другой вариант. правда, некоторые менеджеры все равно по привычке косячат - нет нет да и приедет мега-тз с уже сверстаным шаблоном, а там такое, что просто оторопь берет. но порядку все равно стало больше.
dead_mazay
18 июн, 2009 12:30 (UTC)
Знакомая картина - именно так и рождаются правильные бизнес-процессы в IT конторе
designer_ru
4 июн, 2009 22:07 (UTC)
ЦИТАТА ИЗ ПОСТА ВЫШЕ:
"..Более того – начинает громко возмущаться тем, что технические задания ему ставят некомпетентные люди, не разбирающиеся в предмете, которых гнать надо в шею, раз диаметров сверлов не знают, ничего не умеют, только людёв занятых отвлекают..."

а чувак то прав. на такие случаи манагер и нужен. он связывает клиента и исполнителя. манагер и исполнителю ввалит (ибо знает за что) и у клиента подпишет именно те моменты которые важны для работы.

тз должен всегда писать исполнитель, опираясь на задачи клиента. а уж вменяемость тех и других - это другой разговор :)

ponomarevmv
5 июн, 2009 09:21 (UTC)
менеджеры как правило не в теме на столько, что лучше бы уж и без них совсем...
( 7 комментариев — Оставить комментарий )